Ближний Восток, на сегодняшний день - один из трёх регионов, который будет определять курс мировой политики на многие годы вперёд. Да, оставшиеся два - Европа, испытывающая проблемы с Евросоюзом и Восточная Азия, с обладающим громадными амбициями Китаем - имеют больше влияния. Но Ближний Восток является зоной боевых действий, утончённой дипломатии и непрекращающимся потоком событий, имеющих глобальное значение.
Сколько бы времени не тратили крупные мировые игроки на планирование своих ходов на этой территории, стратегическая картина может измениться в любой момент. И одними из самых динамичных являются нынешние отношения между Россией и Саудовской Аравией.
На протяжении последних трёх-пяти лет между двумя странами нарастала возможность конфронтации. И, если она произойдёт, это может существенно повлиять сразу на несколько сфер международных отношений.
Позиции России и Саудовской Аравии рознятся, во-первых, по вопросам глобальной энергии, а во-вторых - по борьбе с терроризмом. В обоих случаях присутствуют факторы, которые затрудняют возможность полного понимания ситуации.
ОПЕК стал камнем преткновения в обсуждении об энергетических ресурсах. Это можно понять по итогам переговоров в Дохе. Россия, вместе со странами ОПЕК, готова заморозить добычу нефти ради повышения цен. Саудовская Аравия, однако, не заинтересована в этом, и ОПЕК не может ничего предпринять из-за соперничества между Саудовской Аравией и Ираном.
Понимание роли ислама в Саудовской Аравии важно для понимания различий во взглядах по борьбе с терроризмом. И заявить, что Россия защищает в Сирии своего клиента, Асада, в то время как Саудовская Аравия поддерживает оппозицию, значит чрезмерно упростить ситуацию.
Факт совместной работы Саудовской Аравии и террористических группировок не является секретом уже какое-то время. А то, что представители объединённых экстремистских группировок объединялись с таковыми же в России, лишь способствует нарастанию напряжения между двумя странами.
Да, сейчас они избегают прямой конфронтации. Но разница в подходе к энергетическим ресурсам и к ситуации на Ближнем Востоке очевидна уже сейчас. И будущее покажет, каким именно образом эти различия во взглядах будут влиять на международные отношения.
Свежие комментарии